1974 1975 1975 1976 1977 1978(2) 1979
Сольник ливгрена 1980. В двух вещах на вокале Рини Джеймс Дио 1980
Сайт группы
Рецензии (англ)
Кansas часть 2
Форум
На Главную
Гостевая книга

KANSAS

Если вы следите за новинками хард- и арт-рока, то новость о том, что славная американская команда KANSAS воссоединилась и записала в классическом составе новый альбом "Somewhere to Else- where", вам уже известна. (В любом случае — см. раздел рецензий). ©Журнал “In Rock” #2 2000

Но в целом, думается, известность сего коллектива у нас в стране до обидного мала. Чтобы исправить ситуацию, редакция InRock решила в честь удачного возвращения группы подготовить вам рассказ о ее многотрудной истории. Рассказ долгий, так что наберитесь терпения — здесь лишь его половина! (Impaler)-Всем известно, что конец 1960-х - начало 70-х годов был временем, если можно так выразиться, весьма урожайным на различные рок-группы. В Англии, например, появились "Лед Зеппелин", "Дип Перпл", "ПинкФлойд"— это только самые знаменитые, ведь всех достойных и не перечислишь. Такой труд занял бы едва ли не целую страницу. А что происходило в те времена по другую сторону Атлантики?
Вовсю играл Джими Хендрикс, покоривший чуть ли не весь мир новым звуком, не меньшей была слава Дженис Джоплин, расширившей представления обывателя о женском вокале, гремели "Дорз", бывшие кумирами хиппи всего мира. Вот, пожалуй, и все суперзнаменитости того периода из США, и разница между ними и их британскими коллегами весьма очевидна. Ведь по большому счету англичане делали музыку, которая как по идеям, так и по исполнению переживет свое время. "Янки" же, кроме, например "Криденс" и некоторых других, чьи корни были в народной музыке, так в большинстве своем и остались в эпохе "Детей цветов". Кое-где у них, конечно, случались музыкальные откровения (например, группа "Iron Butterfly" записала в 1968-м знаменитую 17-минутную "In-A-Gadda-Da-Vida"), и все-таки это были единичные случаи. Предвижу возможный гнев читателя, но никак не могу удержаться от глобального вывода: настоящей, новаторской, оригинальной рок-музыки в тогдашней Америке практически не было. Позаимствовав из-за океана рок-н-рольную и блюзовую основы, британцы надолго, если не навсегда, захватили лидерство в мире рока. И все же попытки нарушить гегемонию владычицы морей по части оригинального рок-продукта в дальнейшем случались, и об одной из таких — наш рассказ.
СТЕПЬ, СТИЛЬ, КЛЕВЕР, КИРШНЕР
В самом центре США есть такой городишко — Топика. Хотя городишко — это, пожалуй, слишком, ибо вышеозначенный населенный пункт — не больше, не меньше, чем столица штата Канзас, хоть и народу там живет меньше полумиллиона. И вот в этой-то Топике, в самом сердце Америки, а 1970-м году семеро молодых музыкантов как-то собрались вместе и решили, что создадут собственную группу, Инициаторами проекта были Керри Ливгрен (гитара, клавишные) и Фил Эхарт (ударные). Назваться они решили просто — "White Clover" ("Белый Клевер"). В те уже почти доисторические времена групп в штате Канзас было очень много — "Plain Jane", "The Pets", "Rain", и даже "Kansas" — однако "Белый Клевер" довольно быстро снискал популярность как в штате, так и за его ближайшими пределами.
Любопытно, что гораздо позднее, в середине 90-х один из основателей группы Ливгрен в интервью поведал несколько иную историю возникновения ансамбля: "Я играл в группе Saratoga, Фил — в White Clover, и вот в 70-м мы решили объединить лучших местных исполнителей и композиторов в один коллектив, назвав его просто — Kansas". Забавно, но многие биографы группы говорят, что известное всему миру название появилось у них позднее, а тогда они были "Клевером". Ну, да Бог с ними со всеми.
Так или иначе, известность молодого коллектива росла. За счет чего? Секрет популярности группы был, вероятнее всего, в том, что ребята, игравшие по вечерам в байкер-ских барах, никому не подражали и исполняли только оригинальный материал. Их музыка нисколько не походила на доживавшую свой век психоделику, основой были хардо-вые риффы, к которым добавлялись элементы становившегося модным в штатах в начале 70-х арт-рока а-ля "Йес", "ЭЛП" и т.п. Таким коллективам были свойственны и интроспективные , то есть замысловатые, но отнюдь не "кислотные" тексты песен, что наши герои также взяли на вооружение. Однако они добавили — или взяли за основу — к уже имевшимся традиционным для арт/прог-рока компонентам жесткую структуру хард-рока и его звучание с гитарами во главе, а также... скрипку. Результатом стало нечто доселе неслыханное — очень энергичная и мелодич
ная самобытная музыка, на которую, как ни странно, толпой валили — если только это выражение применимо по отношению к локальной команде — довольно консервативные по части рока американцыУрравда, пока это были лишь завсегдатаи баров, но становилось очевидным, что вскоре аудитория серьезно расширится. К началу 1972 года состав окончательно стабилизировался, и принял форму секстета: Стив Уолш (вокал, клавишные), Робби Стейн-хардт (скрипка, вокал), Керри Ливгрен (гитара, клавишные), Рич Уильямс (гитара), Дэйв Хоуп (бас-гитара) и Ф«л Эхарт (ударные). Любопытно, что практически все оригинальные участники принадлежали к разным социальным
прослойкам пёстрого американского общества. Так, например, отец Эхарта был полковником ВВС США, папа Стейнхардта возглавлял кафедру истории в канзасском университете, Хоуп-старший был очень уважаемым судьёй, а мама Уилльямса эмигрировала в Америку из Англии. Как знать, может, именно различные корни музыкантов повлияли на то, что и творчество их изначально не пошло по традиционно-накатанному пути имитации корифеев поп-музыки с надеждой на то, что в один прекрасный день их кто-то их приметит, и предложит заманчивый контракт. Все это, разумеется, будет, но пока наши герои решили двигаться к успеху, полагагаясь лишь на собственные таланты. И вот уже есть собственный имидж, появился узнаваемый саунд, и в том же 72-м группа записывает демо из 6 песен в одной из местных студий. По счастливой случайности один из приятелей Эхарта работал на имевшего немалый вес в шоу-бизнесе Дона Киршнера, и в начале 1973 года пленка была доставлена по назначению. Преуспевающему бизнесмену, который только что обзавелся одноименной фирмой звукозаписиси и собственной рок-программой на телевидении, понравилось услышанное. Но насколько хорош "Белый Клевер" на концерте? Дабы выяснить это, Киршнер отправил в Канзас "на разведку" известного продюсера Уолли Гоулда. И надо же такому случиться, что Гоулд, попав на в Додж-сити, очутился на не совсем обычном концерте. Знали музыканты о разведчике, или нет — неизвестно, однако именно анонсируя свое шоу в Додж-сити, они пообещали каждому, кто придет, бесплатное пиво. "Конгениально!", — как говаривал небезызвестный Остап Бендер, и надо ли после этого уточнять, какую аудиторию увидел на концерте Гоулд? Он был впечатлен, причем музыкой, видимо, не меньше, чем толпой, ибо только-только организованная "Киршнер рекордз" сразу после сей разведывательной акции предложила группе контракт на запись альбома, согласно условиям которого Гоулд становился его продюсером. Правда, в контракте было одно "но" — название нужно было сменить, так как на взгляд менеджмента оно не очень соответствовало духу и стилю группы. Как же назваться? Выход был найден очень быстро: на концертах группа частенько представлялась как "несколько клоунов из Канзаса", а по сему и нарекли себя просто — KANSAS.
"МЫ НЕ ПОХОЖИ НА ДРУГИХ..."
Казалось, наступили лучшие времена для группы, но это было не совсем так. У новоиспеченных "звезд" пока что было очень мало денег, они по-прежнему не пользовались по
пулярностью в масштабах страны, были типичной группой со Среднего запада, продолжали играть по кабакам, барам и забегаловкам. Да и с выпуском уже записанного дебютного альбома на Kirschner не торопились. Может, кстати, и правильно делали, ибо непрекращающиеся гастроли проходили успешно, росло число поклонников, а в Новом Орлеане группа даже превзошла по популярности все прочие команды.
Одноименный дебютный альбом вышел в 1974-м, и, несмотря на теплый прием со стороны критиков, продался он в количестве "всего" (!) 100000 экземпляров, что не совсем соответствовало ожиданиям фирмы. Интересно, у многих ли рокеров дебют был сверхуспешным в коммерческом плане? Да, пожалуй, это не столь уж и важно. Куда важнее то, что при всех минусах первенца еще не освоившейся в студии группы (некоторая сырость композиций, звук), миру явилась неординарная музыка. "С первых дней существования группы мы осознали, что не похожи на других, и надеемся, что так будет и впредь", — эта надпись-заявление появилась на дебютном "виниле" группы, и, в принципе, была вполне правдива. "Канзас" с первого же альбома предложили слушателям несколько "фирменных" элементов музыкального орнамента, причем многие, так гармонично уживавшиеся в музыке группы детали, видимо, и по сей день кажутся взаимоисключающими для большинства исполнителей. И действительно, противоречий на первый взгляд многовато. Уже само название группы едва ли скажет неискушенному, что перед ним — совсем не рядовая американская "банда". Дальше — больше: звучание "Канзаса", пожалуй, можно было бы назвать артовым: скрипка, синтезаторные соло, некоторые, так сказать, композиционные навороты, и все такое... Однако это поверхностный взгляд, а при более внимательном прослушивании становится ясно, что структура композиций чаще напоминает хардовую, хотя, бесспорно, есть и арт-роковые моменты. Звучит команда жестко, ничем не уступая по этой части порой признанным хард-роковым звездам, вокал вполне традиционный, да и песенное начало, что очень важно, преобладает над техницизмом и поисками новых форм, воплощенных в звуках, так присущих артовым легендам. Даже скрипка не выглядит у "Канзаса" "архитектурным излишеством", настолько гармонично сливается ее звучание с риффами и сольными пассажами гитар и клавишей. И, наконец, еще одна отличительная особенность Kansas, правда, для многих слушателей, увы, не ощутимая — зачастую не совсем примитивные тексты, едва ли напоминающие рок-н-ролльно-блюзовые клише тива "Я тебя люблю, а ты меня — не очень...", или наоборот. Это совсем не второстепенная деталь: когда в конце 70-х годов фирма CBS, желая узнать секрет успеха группы, провела социологический опрос, то выяснилось, что именно тексты в подавляющем большинстве случаев явились причиной любви того или иного слушателя к группе. Сами музыканты были поражены таким открытием не меньше, чем, наверное, и Вы. Им-то, "наивным", казалось, что куда важнее их музыкальный стиль, весьма отличающийся от традиционно популярных жанров.
Кстати, а что думают о собственном стиле сами канзас-цы? Вот слова Керри Ливгрена: "Нас всегда называли про-грессив-роковой группой британского стиля, но с этой характеристикой я никогда не мог согласиться. Причин тому несколько. Я не отрицаю того, что люблю слушать подобную музыку, только вся штука в том, что к 1970-му году, когда наш стиль уже практически сформировался, мы еще не были по-настоящему знакомы с лучшими творениями Yes, Genesis и прочих представителей данного направления. Да и звучали мы, как и полагается настоящей американской группе, более блюзово, жестко что ли. А элементов тяжелого, замешанного на жесткой блюзовой основе рока, вы у этих команд не найдете".
"ЗОЛОТО" ИЛИ... МУЗЫКА?
Но слова Керри о блюзе и харде — лишь часть правды. Сказав, что "Канзас" — американская группа, он, видимо, из скромности не упомянул о том, что лучшим американским исполнителям присуща особая теплота, искренность исполнения. Наверное, вокруг стилистики разных групп еще долго будут вестись непримиримые споры, и все же хочется подвести кое-какую черту, по крайней мере, в отношении "Канзаса". Возможно, кому-то такая аналогия покажется странной, но настроением, напористостью са-унда, отсутствием какого-то одного ярко выделяющегося из общего звучания инструмента, а также полифоничнос-тью и ярко выраженным мелодизмом эта группа немного напоминает английских суперзвезд того времени Uriah Неер. Кстати, весьма парадоксальный факт: почему-то родная Англия была далеко не лучшим местом по части продажи пластинок для этой, вроде бы "чисто английской" группы.Тем не менее, родство у канзасцев с "кипами", разумеется, очень дальнее. И вообще следует поосторожнее быть с параллелями и сравнениями: "Канзас" — это не только группа, пожалуй, это целый стиль, где простые ме-яодии сочетаются с элементами классической и народной музыки, а также типично рокового звучания. И пусть это направление и не получило в дальнейшем развития — от этого ведь величие группы не приуменьшается, не так ли?
Немного порассуждав о "Канзасе" как о музыкальном явлении, вновь вернемся к истории. Как уже говорилось выше, дебютом "Канзаса" были не слишком довольны на
произведения. После бешенфирме, не в восторге были и сами авторы одноименногоой популярности на своей малой родине им дали почувствовать, что в мире большого музыкального бизнеса группа пока далеко не на первых ролях. Но, как и полагается талантливым и целеустремленным молодым творческим людям, наши герои не пали духом, и в начале 1975 года они выпускают свой второй альбом "Song For America". От былой сырости звучания на нем не осталось и следа, композиции очень хороши и оригинальны, причем особенно выделяется заглавная — дес? тиминутный эпик. Прогресс не остался незамеченным ши рокой публикой, и, как следствие, — первое попадание в сто самых продаваемых альбомов (№57 в национальном хит-параде). Правда, попытки патрона группы Киршнера превратить "Канзас" из художников в коммерсантов пока не приносили ожидаемых результатов. Главная песня альбома была издана в виде сингла (разумеется, в сильно сокращенном виде), однако повышенным спросом не пользовалась.
Зато хорошо продавался сам альбом, но Киршнеру этого было мало. Он хотел сверхприбылей, и поэтому следующее творение Kansas — "Masque" — записывалось под постоянным давлением со стороны менеджмента на музыкантов. Результатом стал, в общем-то, прекрасный альбом, вышедший в октябре того же 75-го. Влияние руководства на материал проявилось, скорее всего, в формате песен: на "Маске" уже почти нет длинных, по 8-10 минут,эпи-ческих произведений. При этом все лучшие черты "Канзаса" — энергия, эмоциональность, мелодизм, новаторство — присутствуют, так что некоторая коммерциализация явно пошла музыкантам на пользу. Кто знает, что стало бы с группой, выпусти она продолжение "Песни для Америки"?
В целом новый формат не принес особого коммерческого успеха: продавался альбом не хорошо и не плохо в сравнении с предшественником, а вышедшие в качестве синглов песни (например, рок-н-ролльная "It Takes A Woman's LoveE", где даже звучит саксофон! — авт.) не завоевали большой популярности у диск-жокеев коммерческих радиостанций. Критики, однако, отметили "взросле-ние" группы, прежде всего в композиционном плане. Пожалуй, именно с выходом "Маски" "Канзас" окончательно обрел собственное, непохожее ни на кого лицо. Подтверждением тому служат песни, и прежде всего, — "Icarus: Borne On Wings Of Steel". Те, кто слышал "Икара", наверное, согласятся, что именно это и есть квинтэссенция "Канзаса": страстная, несколько тревожная, с прекрасными стихами. Однако это всё, как говорят, лирика, а недовольному Дону Киршнеру по-прежнему были нужны не песни и хвалебные рецензии, а банальные доллары. Ведь группа на тот момент не выполнила одного важного условия своего контракта с "Киршнер Рекорда". Там было черным по белому написано, что если за три альбома не будет ни одного "золота" или хита в Ton-40, то соглашение с "Канзасом" будет расторгнуто. Кредит доверия уже был исчерпан, однако что-то, видимо, подсказало Киршнеру, что нужно дать талантливым, но не слишком прибыльным канзасцам последний шанс.
РОЛЬ ПЕСНИ В ИСТОРИИ
И вот уже близится к концу работа над очередным альбомом, а настроение у музыкантов явно не лучшее. На их творчество, как и раньше, "давят" сверху, требуя — уже в который раз! — выпустить суперальбом. Они же, как и раньше, считают верным свой подход к музыке: она может быть довольно сложной с точки зрения композиции, и в тоже время успешной по меркам музыкального бизнеса. Пока что, правда, эта позиция не обеспечила им сколь-нибудь серьезных дивидендов, но они решили сделать последнюю попытку. Сложно сказать, насколько она оказалась бы успешной, не принеси Керри Ливгрен едва ли не в последний день работы над альбомом новую песню. Она называлась "Carry On Wayward Son" и сразу понравилась всем участникам группы. Её включили в альбом, яр(Й«1'.;яоставив на первое место, а также выпустили в виде сингла. Результат превзошел все ожидания: сингл вышел и почти сразу дошел до пятой позиции в хит-параде, а альбом "Leftoverture" за восемь месяцев получил статус double platinum, ибо был продан в количестве более двух миллионов копий!
Итак, барьер между коммерциализацией и творчеством был наконец-то преодолен — альбом получился великолепным, и, возможно,одной песне было угодно спасти отличную группу. Причем Керри Ливгрен отрицает, что группа намеревалась выпустить именно коммерческую пластинку: "Ещё во время работы над предыдущим диском — "Маска" — от нас требовали сочинить несколько хитов, что в итоге вылилось в довольно разношерстный альбом, где соседствовали типично сингловая "It Takes..." и прогрессивная "The Pinnacle". Поэтому, Дс бы добиться концеп-
туально звучащего результата, большая часть музыкантов решила отказаться от попыток сочинять модные песни, и просто выразить в музыке самих себя. На Стива Уолша же давление сверху повлияло негативно, иссушило его как автора. Так что пришлось мне исправлять ситуацию практически в одиночку. По иронии судьбы мы добились коммерческого успеха именно тогда, когда перестали за ним гнаться. Нас собственный триумф немало удивил. Кстати, я думаю, что дело было не только в самом альбоме, а ещё и в наших бесконечных гастролях. Мы всегда "живьём" звучали лучше, чем в студии, что подтверждалось неуклонно возраставшей аудиторией на наших концертах. А что до "Carry OnE", то это просто выражение нашего стремления к духовности".
Чем бы ни была эта песня, но именно она подняла группу на невиданную до тех пор вершину успеха. Хотя легче от этого нашим героям не стало. Как известно, к хорошему быстро привыкаешь, а по сему следующий альбом все хотели видеть не менее успешным. Госпожа Удача тоже, похоже, сдалась на милость победителей, и вышедший в 1977-м "Point Of Know Return" (№4 в хит-параде) всего за два месяца стал "платиновым"! Сам по себе альбом, наверное, не превосходил предшественника в музыкальном отношении, хоть и был по-своему прекрасным. Но вновь — супер-хит в виде самого успешного в истории группы синг-ла "Dust In The Wind". Его стремительный взлет в Billboard'e немало поспособствовал росту популярности и без того уже знаменитой группы. Потрясающе красивая баллада Ливгрена относится к тому редкому типу песен, когда простота соседствует с гениальностью. Определенно временной отрезок с 1976 по 1978 год стал самым успешным в истории "Канзаса", причем со всех точек зрения. Правда, и тяжёлым в неменьшей степени.
"Запись "PointE" шла очень напряжённо, — продолжает вспоминать Керри Ливгрен, — группа чуть не распалась тогда, Стив даже ушел от нас в середине работы над альбомом. Немалого труда стоило уговорить Уолша вернуться! Нервозная обстановка была прямым следствием попытки повторить успех "Leftoverture", но нам удалось с честью выйти из этой ситуации".
Действительно, группа продолжила свой путь наверх, выпустив по итогам турне 1977-78 годов двойной концерт-ник "Two For The Show". Альбом убил сразу нескольких зайцев: прекрасная музыка, отличные результаты продаж (вновь, уже третья подряд, "платина"), и "промоушн" для предыдущих изданий. Ведь в live помимо хитов 76-77 годов вошли и песни с ранних пластинок, и это помогло "Песне" и"Маске" стать в конце концов золотыми,продавшись к концу 1978 года в количестве более полумиллиона экземпляров каждый. В дальнейшем у группы тоже будут супер-хиты и "золотые" диски, однако это уже часть другой истории. О ней — в следующий раз.
© Gary Ш.
©Журнал “In Rock” #2 2000
Сайт группы
Рецензии (англ)
Кansas часть 2
Форум
На Главную
Гостевая книга

Hosted by uCoz