G e n e s i s o m a n i a

Neoprogressive- что это?

"Нео прог - что это?"

Не кажется ли странным, что никак нельзя внятно прояснить что за стиль "нео-прог"? А все попытки определить только всё запутывают. Недавняя большая статья в "Progression" на эту тему только подтвердила и дополнила мои размышления.

В самом деле, одно из мнений - "нео" это - упрощённый прог. А Kayak, Super Tramp, ELO, Ten CC, Asia или Yes "90124" - они тоже играют в стиле нео-прог? А у Пинк Флойд - сложные структуры?
Или так уж ли просты Cast, High Wheel, Galadriel, Marillion, IQ (особенно их первый "7 stories...")? Не менее, чем Генезис! А наша "священная корова" Anglagard - почему бы не "нео"? Так уж ли сложна и оригинальна их музыка? Ах не используют цифровые клавиши и прочие драм-машины - якобы тоже неотъемлемая черта "нео"! А Ad Infinitum, те же Cast c Marillion'ом и др. - такое уж засилье цифрой? Что же тогда сейчас - электроник-прог? - подвержен влияниям элементами нео? А группа Porcupine Tree - это вообще настящая классика нео-прога! И почему - нет?
У "нео", в основном, короткие вещи - это вообще не серьёзно: какая самая длинная вещь у супер-пупер-прог-группы Gentle Giant?
Группа Landmarq - нео, но ведь их музыка - чистая модель группы Камел образца 84-го года! Pallas - нео, близкий к AOR - но Asia, Yes(80-х), Генезиз (80-х) - то же самое! Где тогда "нео"? Где не "нео"?
Нео подвержен влияния "новой волны" (где-то на форумах встречалось такое "объяснение"). Какая ещё "волна" , например, у пионеров нео-прога Мариллион? Это скорее многие классики-гиганты прога попали в своё время под влияние новой волны: Хэкетт, Banco, Yes... Про King Crimson критики писали в 80-ые: "...снова собрались и заиграли в манере близкой "новой волне". King Crimson 80-х - это нео-прог?
Ну ладно, говорят, эти все элементы должны быть все вместе одновременно для лучшего образца "нео". Тогда опять в нашей "весёлой" компании появляются все, кого называют и нет "нео-прогом", и кого и называют вообще выпадают. А "гранды" прога в 80-е играли, бывало, даже проще, чем "классики" так называемого нео-прога. И кто ж тогда играет в стиле "нео"?
Говорит Martin Orford из IQ (это я уже обращаюсь к статье "Миф Неопрогрессива" из журнала "Progression"):
"... впервые я услышал этот термин (нео-прог) на Прогфесте в Лос-Анджелесе в 1996 году. Его обычно не услышишь в Англии и в Европе. Похоже, термин употребляют американцы, когда хотят отделить неслушабельный мусор от групп, пишущих приличные песни. Это название для меня не значит ничего, кроме того, что раздражает! Также я работал со многими, так сказать, "настоящими" прог-музыкантами - с Wetton'ом, Хэкеттом, Латимером, Яном Макдональдом, и никто из них, насколько знаю, не считает, что я пишу какую-то особенно другую музыку, отличительно от их собственной, и если спросить их - что означает "нео-прогрессив" , сомневаюсь, что у них есть на это есть какой-нибудь вразумительный ответ!":) Вот что говорит сам музыкант из, так называемой настоящей "классик-нео-прог" группы. Другие музыканты из всех высказываний, приведённых в этой статье говорят примерно то же самое.

Делаем вывод: нет такой стилистики "нео-прог". Это исторический термин, который появился даже не 80-е, а только в 90-е годы, потому, что тогда возрос интерес к прогу, и этим названием отличали новое поколение групп, появившихся из относительного подполья после "великих". То время ушло, настоящее его значение уже устарело, однако этих групп появилось неожиданно много, и , конечно, не каждая дотягивала до уровня классиков, это разочаровало, и термином "нео" многие для себя стали презрительно называть что ему не нравится, так делали даже критики! (читайте "Аudion"). А то, что нравится как-то неудобно и "нео" называть:). Давно наблюдаю и меня это уже смешит, как некоторые слушатели отчаянно, руками и ногами отбиваются от причастности к "нео"; прежде чем выбрать музыку, скурпулёзно выясняют уж не "нео" ли это, забыв, однако, что всё равно слушают то же "нео", и никуда от него не деться, если любишь музыку в стиле традиционного прога. Нередкая, обычная человеческая позиция: мелодичность ассоциируется с чем-то несерьёзным, неглубоким в музыке, "но я-то серьёзный чел, разве можно мне любить какое-то нео":). И ведь нет ничего проще, чем делать вид, что "никаким боком к нео" - всего лишь слушать то, что нравится! Сколько людей - столько и мнений.
Ну пусть живёт этот термин, каждый при этом подразумевает примерно один и тот же набор групп. Просто не хочется, чтобы при упоминании "нео" не возникала сразу же негативная ассоциация на все эти группы в целом, не нравится - слушайте что-нибудь другое! Это непростой вид музыки, так как в нём трудно избежать или замаскировать все ошибки и всем сразу понравиться! Фактически "нео-прог" это та же самая "золотая середина" традиционного ( или "настоящего", как говорит Жэка - это хоть и не точно, но мысль понятна) арт-рока без закосов в джаз, авангард или ещё куда-нибудь:).

Да, арт-рок 90-х в чём-то изменился, но если его называть "нео", надо выдумать тогда и "нео-поп", "нео-Zeuhl", "нео-RIO", "нео-рок":) (это я почти цитирую эту же статью):).
Впрочем, нет - существует ещё термин "нео-психоделик" - это и Kingston Wall, Ship Of Fools, и продукция лейбла Delerium: Omni Opera, Kava Kava, Psychomuzak, The Stepps... Но это уже другая тема:).
Андрей К. г. Новороссийск


А вот ещё одно размышление на эту тему

"Прошу слова или некоторые измышления по интересующей нас теме".
Никогда ,принципиально, не высказывался по этому поводу, но так как во многих темах присутствует обсуждение или вопросы по-поводу НЕО, хотелось бы высказать СВОЁ мнение. Жека уже выложил интересную статью, поэтому я только в какой-то мере добавлю, а так же привнесу свои соображения.
Прежде всего ,вся эта музыка АРТ-РОК. Некоторые старые посетители старого форума, которые уже ушли, пытались определить НЕО как музыку типа Пендрагон, Арена, Новалис, IQ и тд, то есть мелодичную, тягучую, несколько слащавую. Но это всё, мне кажется, в корне неправильно. Эти группы играют классический АРТ-РОК.
Понятие АРТ-РОК такое широкое и включает в себя столько направлений, что иной раз очень трудно разобраться. Это понятие появилось, судя по всему, если я не ошибаюсь, в конце 60-х. Потом пошли различные приставки типа Симфо и тд, всё это входило в понятие АРТ. А вот понятие Прогрессив-рок,мне кажется, появилось значительно позднее. На форуме высказывалось утверждение, что понятие НЕО появилось в 80-х годах. Позвольте не согласиться, быть этого не может. Попробую аргументировать. Впервые термин Прогрессив-рок я услышал, приобретя известную пластинку Автографа, посвящённую памяти Леннона, все её знают. Он вышел ещё в застойное время, то ли 82, то ли в 83(в каталоге Жеки отмечен 1986, но это, по-моему, ошибка, так как я был на концерте Автографа в 1983, там они уже пели песни из этого альбома. А так же небезизвестный фильм “Шляпа” с Янковским и где снимался Автограф вышел в 1983 и там тоже звучали песни из этого альбома). На обратной стороне пластинки было интервью с лидером группы и он сказал, что они придерживаются стиля Прогрессив-рок. Следовательно, этот термин появился,примерно во второй половине 70-х, ближе к концу, когда Хард несколько ослабил свои позиции. Думаю, что об НЕО-проге тогда никто и не подозревал. Так же в первом издании 1989 года книги Меньшикова нигде не присутствует этот термин, а он человек очень осведомлённый в этих вопросах. 80-е годы прошли под знаком электро-попа и электро-какого-то-там, всякие там дипеш моды, дюран дюраны и иже с ними. Поэтому АРТ и ХАРД были в загоне. Были и есть преданные поклонники АРТа и ХАРДа, но всё же, всё же... Конечно, существовали последователи АРТ-РОКА и в это время,но без финансовой поддержки они долго не выдерживали. Многие талантливые музыканты выпускали только один альбом и распадались-АРТ-РОК тогда никого не интересовал, сейчас эти альбомы можно найти на Musea records, где переиздано очень много материала тех времён.
...И тут неожиданно всплывают из подполья АРТ-РОКовые группы, которые,нисмотря ни на что, выжили и проявили к себе интерес. Крутой взлёт произошел в начале 90-х. Вот тут-то люди, скорей всего это были музыкальные критики и музыкальные журналисты, которые в упор не замечали, что АРТ-РОК жив и просто переживал кризис, чтобы как-то оправдать своё молчание по этому поводу обозвали новыё взлёт АРТ-РОКа НЕО-прогрессивом (хоть и прогрессив является составляющей АРТа).
Первое небольшое отступление. НЕО, НЕО.....Почему,спрашивается, нет понятия НЕО-Диско,хотя,в той или иной форме оно существует? Почему нет НЕО-ХАРДА? Почему нет понятия НЕО-Хип-хопа, хотя рэп (который терпеть не могу-это не музыка) вырос оттуда? Нет НЕО-Попа? Да просто эти стили всегда существовали. А что, АРТ-РОК когда нибудь умирал? Как прикажете это понимать?
Второе небольшое отступление. Задавался вопрос: а что же такое Pink Floyd? Это АРТ-РОК. До 1971 года они играли Психоделику, которую тоже в какой-то мере можно считать АРТом, после этого АРТ-РОК с примесью мэйнстрима. Что такое “мэйнстрим” я ,честно признаться, узнал всего несколько лет назад. Это скорее АРТ-Музыка,чем АРТ-РОК, приятные, красивые, несколько тягучие мелодии. Один из ярких представителей-Янни,я не большой поклонник такой музыки, но его концерт в Акропулосе произвёл на меня впечатление, кто не слышал-стоит послушать.
Третье небольшое отступление. Высказывалось мнение, что НЕО-это общее название всех групп, развивающих стиль Genesis. Это заблуждение, далеко не все группы развивают направление Genesis, однако их тоже обзывают НЕО.
Существуют разные определения НЕО, в частности такое абсурдное как: “облегчённый,популяризированный вариант арт-рока 70-х”. Попробую дать своё определение НЕО-Прогрессива,можете его аргументированно оспорить, но только аргументированно.
НЕО-Прогрессив-совершенно неудачное определение новой,мощъной волны АРТ-РОКа всех направлений в начале 90-х,которая развила идеи 70-х годов с добавлением современного звучания.
В конце хочу добавить,что у старшего поколения любителей АРТ-РОКа приставка НЕО вызывает чуство некоторого неприятия и отвращения, потому что АРТ –он и есть АРТ безо всяких там НЕО. В свою очередь, я тоже больше не буду применять это...

Николай. Тель-Авив, январь 2003г.

От себя добавлю,что термин НЕОПРОГРЕССИВ придумали враги классического арт-рока, для того, чтобы разделить арт 70х от арта 80х и 90х. По определению ГЕПРа(и некоторых снобов) неопрогрессив-это упрощённый арт-рок. Ха. Некоторые так сказать НЕОГРУППЫ дадут фору по навороченности, сложности многим пионерам классического арт-рока. И кто скажет где та грань, когда арт переходит в нео, или наоборот? А нет грани,потому как нет и перехода. Это ВСЁ и есть арт-рок, или симфопрог(некоторые снобы утверждают, что термина арт-рок так же не существовало :-)
Forum
на главную
краткие обзоры CD
Гостевая книга

Hosted by uCoz